ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЛОНГИНА МИТРОПОЛИТА САРАТОВСКОГО И ВОЛЬСКОГО
Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Отзыв о поездке на Валаам

НА ВАЛААМЕ ВСЁ СТАНОВИТСЯ ОЧЕВИДНЫМ

На Валаам мы отправились от храма преподобного Серафима Саровского, как это обычно бывает в Паломнической службе Саратовской епархии. Батюшка, духовно окормлявший нас в течение поездки, прочёл молебен о путешествующих и окропил всех святой водой уже в движущемся комфортабельном автобусе: медлить было нельзя, дорога предстояла долгая и трудная. Остановки через каждые 3-4 часа познакомили нас, разношёрстных паломников, друг с другом, как нельзя лучше. Спустя сутки мы жили в едином ритме, одной группой и почти породнились.

Старая Ладога – начало паломничества

На следующее утро мы приехали в старейший город России - Старую Ладогу. Через этот город, расположенный на берегу большой северной реки Волхов, в IX веке проходил торговый путь. А при князе Олеге здесь была построена уникальная для того времени крепость, позволившая Ладоге стать политическим центром формирующейся России. В настоящее время, превратившись в провинцию Великого Новгорода, бывшая столица привлекает интерес учёных-археологов, историков и паломников своими памятниками церковной архитектуры.

xwmiEOLqpDE.jpg

Одним из таких памятников является Церковь рождества Иоанна Предтечи, когда-то собор Иоанно-Предтеченского монастыря. Первые упоминания о нём есть уже в летописях 1276 г. Сейчас это кафедральный собор для староладожан. Здесь совершаются воскресные и праздничные литургии насельниками Никольского мужского монастыря. И здесь мы поразились аскетизму, простоте убранства, кованым подсвечникам и чисто выбеленным стенам. После того, как заказали требы и искупались в святом источнике Параскевы Пятницы (с дороги окунуться в холодную воду – благодать неописуемая), снова отправились в путь.

Введено-Оятский монастырь

На подходе к берегам Ладожского озера, через которое надо переправиться, чтобы попасть на Валаам, есть ещё несколько традиционно посещаемых паломниками мест. Одно из них – Александро-Свирский мужской монастырь, в котором бережно хранятся нетленные мощи преподобного Александра Свирского. А другое – Введено-Оятский женский монастырь, где покоятся родители преподобного, Сергий и Варвара.

AiiQOA9BvUA.jpg

Введено-Оятский монастырь, имеющий многовековую историю, в давние времена был мужским. Он по традиции построен в форме четырёхугольника. Такая планировка символична: небесный град Иерусалим, в котором будут жить спасённые народы, описан в Откровении святого Иоанна Богослова как «четвероугольник». В центре обители – храм, место совершения Божественной Литургии. Здесь, на реке Оять, он возведён в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Отсюда и название монастыря – Введено-Оятский.

Кстати, на противоположном берегу реки находится часовня, установленная на месте рождения преподобного Александра Свирского. Там когда-то была небольшая деревенька. Неподалёку от монастыря – сероводородный «Живоносный источник», в котором можно искупаться двумя способами: окунуться в небольшое открытое озерцо или принять душ из минеральной воды, нажав в сооружённом над скважиной «домике» специальную кнопку.

Введено-Оятский монастырь манит паломников своей ситцевой скромностью и простотой равнинного российского пейзажа. А мне он запомнился ещё и тем, что у бело-жёлтых стен монастыря я увидела молодую девушку в монашеском одеянии, которую приехали навестить, судя по всему, родители. Счастливо-добрые глаза юной монахини светились тихой радостью, излучали любовь и доброту по отношению ко всем окружающим, невзирая на то, что сидела она… в инвалидном кресле. Вот уж, действительно, счастье человеческое не в физическом здоровье заключается!

В гостях у преподобного Александра Свирского

В село Свирское мы прибыли во второй половине дня. Северная природа: озеро, лес, буйная зелень – завораживает взгляд. Такую красоту редко приходится видеть. Именно здесь в XV веке подвизался преподобный Александр Свирский, который в юности без родительского благословения ушёл на Валаам, а спустя годы монашеской жизни прибыл в Свирскую пустынь на Рощинское озеро и основал на его берегу святую обитель. Здесь подвижнику явилась Пресвятая Богородица (на месте явления сейчас находится святой источник). И здесь же после 25 лет затворничества он единственным из русских святых был удостоен явления Святой Троицы и беседовал с Богом.

pd3-77RYzG8.jpg

Необычайно ощущение присутствия преподобного, когда входишь на территорию Свято-Троицкого монастыря. Оно точно такое же, как ощущение присутствия Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. И душой, и телом чувствуешь какую-то теплоту, благодать, от которой сердце наполняется любовью, оживает, утешается, будто побыл рядом с родным, близким человеком, который тебя любит и жалеет. По этой причине у раки с мощами святого всегда много людей. К нему идут за советом – и он его даёт, за любовью – обогревает, за исцелением – каждому по вере его.

Один из паломников нашей группы, Сергей, приложившись к нетленным мощам Александра Свирского, подошёл ко мне с изумлёнными глазами и поделился своим открытием: «Руки и ноги у преподобного тёплые – он живой!» А спустя время жена Сергея сказала, что у супруга начала разгибаться рука, которая после травмы плохо работала. И посетовала на то, что не может приложиться к мощам по обычным, женским, причинам: страдание выразилось на её лице.

В Свирском мы пожили два дня. Увидели 7-ую копию Плащаницы Господа с Его Святым Ликом – подарок благотворителя. Посетили Божественную литургию, побывали на всенощных, почитали акафист у раки с мощами Александра Свирского и сходили в Пантелеймоновский скит, который находится на противоположном берегу Святого озера. По дороге в скит многие паломники соблазнились и начали собирать бруснику, чернику, грибы, растущие прямо под ногами. Правда, чуть в сторону – ноги вязнут во влажном мхе. А зазеваешься – комары размером с большую муху облепляют открытые части тела. Вот такая она, северная природа! И красивая, и суровая одновременно!

«О, Дивный остров Валаам!»

Все эти дни мы как бы проходили необходимую душевную подготовку, или, лучше сказать, посвящение, перед главной встречей, чтобы позволилось нам, обычным грешникам, увидеть и почувствовать нечто большее, понять то, чего не понимали раньше. Ведь на Валааме Господь ближе! И открываются приезжающим сюда ответы на вопросы, которые долгое время беспокоили, мучили.

wJFYgLt2peU.jpg

Валаам встретил нас дождём. И не было радости на лицах прибывших от того, что наконец-то добрались: святой остров со стороны пристани в Монастырской бухте кажется угрюмым. А во всём величии предстаёт только тогда, когда продвигаешься вглубь, когда побываешь на монастырских богослужениях в Спасо-Преображенском соборе, когда приложишься к святым мощам под 7-метровым спудом преподобных Сергия, Германа и Антипы Валаамских.

Экскурсовод Елена, петербургская интеллигентка, призвала нас не унывать, сравнила дождь с благодатным окроплением. И сразу после размещения в пришвартованном к берегу трёхпалубнике «Адмирал Кузнецов», на котором мы жили три дня (монастырская паломническая гостиница недавно сгорела), повела на экскурсию сначала в конюшню, а чуть позже – в Центральную усадьбу монастыря и в Свято-Никольский скит. Пока стояли под крышей конюшни, не могли понять, кто так жалобно плачет. Это валаамские чайки истошным криком оплакивают людские грехи! На этот крик, такой непривычный для нашего слуха, завсегдатаи острова и православные экскурсоводы не обращают никакого внимания.

После ужина настроение улучшилось. И погода тоже: между 8 и 9 часами вечера, когда в Саратове уже темно (мы приехали на Валаам в начале августа), заходящее за деревья солнце нарисовало над островом радугу. Распогодилось! И следующий день был солнечным и тёплым, +18.

Дорога в северный Иерусалим

Выспавшись всласть и пренебрегая утренним богослужением (рассчитывали, что попадём на него позже), после завтрака мы отправились на небольшом корабле в Никоновскую бухту. А оттуда – в северный Иерусалим. Плыли вдоль берега Валаамского архипелага – зрелище незабываемое! По пути всё та же петербурженка Елена рассказывала нам о скалистых берегах, сплошь покрытых деревьями.

Оказывается, на Валааме везде габбродиабаз, камень, который по химическому составу включает в себя всю таблицу Менделеева. Вот и растут на нём пихты, лиственницы и сосны – валаамская тайга. Деревья пробивают корнями земную твердь и закрепляются, как якорем, чтобы выдержать сильнейшие штормовые ветра Ладожского озера, разбрасывают свои поверхностные корни по камням, чтобы напитаться. Но не все выживают: часть деревьев в непогоду вырывает с корнем, часть ломает пополам. Монахи используют эти, сломленные самой природой, деревья в бытовых нуждах: получше – на стройматериалы, похуже – на дрова. А ещё монахи сами позаботились о том, чтобы привезти с большой земли грунт и высадить в обители виноградники и яблоневые сады.

yFlduV9_mME.jpg

Северный Иерусалим – центр Воскресенского скита. По сравнению с другими скитами и Центральной усадьбой монастыря этот скит достаточно молодой (XIX век). Вся местность вдоль дороги до Воскресенского скита носит названия Священных мест Иерусалима: гора Сион, проток Кедрон, Гефсимания, Елеонская гора, река Иордан. Верхний храм скита с белоснежным фаянсовым иконостасом говорит о светлом Христовом Воскресении. Нижний храм повторяет устройство храма Гроба Господня в Иерусалиме: слева – сень над камнем миропомазания, где хранится Плащаница Господня, справа – алтарь с низкой алтарной перегородкой, за которой присутствующие могут наблюдать священнодейство во время богослужения, а по центру – Кувуклия, пещера, в точности воспроизводящая иерусалимскую, в которой был погребён Господь и из которой Он воскрес. В Кувуклии с неугасимой лампадкой наш батюшка, отец Димитрий, помазал паломников елеем.

Штормовое предупреждение

Только мы прочувствовали радость пребывания на святом острове, а некоторые даже успели заболеть местной болезнью, «валаамкой», (состояние, когда вновь и вновь хочется возвращаться на Валаам), из метеослужбы сообщили, что в субботу, в день нашего отъезда, «Метеоры», маломерные скоростные суда, на Ладогу не выйдут – штормовое предупреждение. Поэтому у нас два выхода: или мы уезжаем сегодня, т.е. в пятницу, или остаёмся ещё на 3 дня на Валааме за счёт средств монастыря, пока озеро не успокоится.

KsxXExhnfKk.jpg

Долго не могли мы принять решение: 20-ти процентам паломников в понедельник надо быть на работе или забирать детей из лагеря. Другим хотелось посмотреть всё, что включено в программу поездки, побывать на богослужениях. В конце концов руководителю саратовской паломнической службы, Геннадию, позвонили валаамские коллеги и сказали, что в намеченный по плану день нашего отъезда корабль всё-таки выйдет – монастырский «Святитель Николай». Господь услышал наши молитвы!

Программу поездки мы выполнили: побывали в Коневском скиту, увидели зеркально-сказочные Коневские озёра, прошли мимо строжайшего Всехсвятского скита (вход туда разрешён только мужчинам), в Смоленском скиту заказали требы за православных воинов, познакомились с хозяйством монастыря, на автобусе заехали на Игуменское кладбище. Кстати, бензин на Валааме на вес золота, поэтому проезд в автотранспорте достаточно дорогой, по 100 руб. с человека. Вечером и утром следующего дня отстояли длительные монастырские богослужения.

e2sdeCOw5x0.jpg

От Валаама до Приозёрска добирались на небольшом корабле более 4-х часов. Как только миновали Монастырскую бухту, узнали, почему не выходят в непогоду маломерные суда. Оказаться во время шторма посреди Ладожского озера – испытание не для слабонервных. Волнами судно раскачивалось так, что устоять на нём было практически невозможно. Спустя час-полтора такой качки у многих началась морская болезнь. По молитвам Святителя Николая на его тезоименитом корабле мы добрались до берега в намеченный срок.

На обратном пути в Саратов, в движущемся комфортабельном автобусе наш батюшка, отец Димитрий, говорил с паломниками об удивительном ощущении очевидности всего, что открывается духовному взору на Валааме. Он предложил это открытие постепенно осмыслить, сделать привычным и изменить свою жизнь в соответствии с тем, что стало явным во время паломничества. Чтобы в мирской суете, по возвращении домой, всё не забылось, благодать, которая озарила душу и сердце, не растратилась.

Благодарю за возможность побывать в Свири и на Валааме Паломническую службу Саратовской епархии и лично Геннадия Холода!

Слава Богу за всё!

Паломница Елена.
Фотографии автора.


Комментарии