Задонская обитель

Около 1610 года у переправы через Дон на дороге из Москвы в Воронеж два монашествующих старца Кирилл и Герасим основывают обитель, ставшую затем одним из крупнейших и наиболее известных духовных: центров России - Задонским Богородицким монастырем (ныне - Задонским Рождество- Богородицким монастырем). 

Точного времени, когда монахи Кирилл и Герасим прибыли к перевозу у Дона, в устье лесной речушки Тешевки, мы, видимо, никогда не узнаем. Однако, уже к 1615 г. относится первое достоверное упоминание о Задонской обители: "Монастырь Тешевский на берег реки Дону, устъ речки Тешевки. За монастырем, под Тешевским лесом, слободка Тешевская на речке Тешевке на верхах" (извл. из Платежных книг Засосенского стана Елецкого уезда).

Характерно, что во всех известных источниках вновь созидаемая обитель называется монастырем, а не пустынью, как это часто бывало в те времена. Следует предположить, что старцы-основатели изначально планировали не уединенное пустынножительство, а нечто более важное с точки зрения утверждения православия на этих "возобновленных пределах" русских земель. Уже первые годы существования Тешевского монастыря подтверждают мысль о московском происхождении старцев, о понимании ими и их последователями важности духовной и политической миссии, возложенной на будущую обитель, возможно, самим Патриархом Гермогеном.

В писцовых книгах Засосенского стана Елецкого уезда 1628-1630 годов находим довольно подробное описание: "за рекою ж за Донам монастырь Тешввской на реке на Дону., усть речки Тешевки, под Тешевским лесом, ограда древена, ворота простые затворные на монастырь. А в монастыре церковь, а в церкви поставлены образа местные и книги и ризы, и у церкви колокола и все церковное и монастырское строенье - дву старцев Кирилла и Герасима, да в монастыре же келий: келья черного попа Геласия, келья старца Мисаила, келья старца Иева, пашни монастырские паханые 6 чети да перелогом да дикого поля 11 четвертей. И обоего пашни монастырские паханые и перелогом дикого поля добрые земли 21 четь в поле, а в дву по таму ж, сена нет".

IMG_7184.JPG

Дошли до нас и имена первых поселенцев: "Да к монастырю слободка Тешевка, а в ней: двор белого попа Федора, двор дьячков - Бориска Василева, двор Пономарев - Антошка Иванова, да в слободе ж двор монастырской, да детенышей: во дворе - Ивашко Харин, во дворе - Кленка Харин, служба Васька Юдин, во дворе - вдова Актина Зинина”.

Как видим, имена основателей Тешевского монастыря Кирилла и Герасима сохранились благодаря писцовым книгам Елецкого уезда, однако, в 1628-1630 гг. старцев в монастыре уже не было, упоминаются только их "церковное и монастырское строение". Есть предположения, что они окончили свои дни в качестве схимонахов основанной ими обители, но возможно также, что не пришлось старцам- основателям пережить набеги татар в 1б1б г. или запорожских казаков (черкассов) гетмана Сагайдачного в 1618 г. - до начала 30-х годов продолжалась война с Польшей и катились по южным пределам России волны грабителей и мародеров. 

Однако дело старцев продолжало жить. Интересно посмотреть, как росло благосостояние монастыря в XVII веке. В 1615 принадлежащие монастырю сельскохозяйственные угодья составляют "четверть с осьминой": в более понятных для нас современных единицах площади - 70 соток В 1620 году - 125 соток. А уже в 1628-1630 гг. только пахотный надел монастыря составлял 21 десятину, что соответствует 2600 соткам или 26 гектарам, при этом в целом за монастырём с учётом лесных угодий и сенокосов числилось сжато 80 га земель. Тогда же, в 1627-1628 гг., монастырь совместно с уже упоминавшимися елецкими "детьми боярскими" попытался судиться с крупным помещиком Иваном Никитичем Романовым (по прозванию Каша, членом Семибоярщины в 1610-13 гг. - ред.), дядей царя Михаила Фёдоровича. "Суд" с могущественным землевладельцем оказался делом бесперспективным и "сыск", проведённый "московскими людьми", привёл к серьёзным кадровым перестановкам - "чёрный поп Геласий" ударился в бега, а в монастырь был назначен игумен Прохор, первый официальный настоятель обители.

В 1641 году к монастырской слободе относятся 47 крестьянских и 11 бобыльских дворов, далее в течение почти полувека это количество изменялось незначительно. Число братии в это время также стабильно и не превышает 10-15 человек. К сожалению, в 1692 году монастырь дотла сгорел вместе с церковью, хозяйственными постройками, имуществом и архивами, и только чудотворная икона Владимирской Божией Матери стояла неповреждённая на пепелище. Надо отметить, что чудесное спасение от огня усилило веру окружающих и привлекло - пожалуй, впервые в истории обители - многочисленных паломников и жертвователей.

Восстанавливался монастырь игуменом Трифоном, причём, столь основательно, что его постройки простояли следующие полвека практически без изменений. Игумен Трифон, среди прочего, возвёл в 1693 году новый деревянный храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. 

В конце XVII века за обителью числилось около 220 га (современная мера площади - ред.) пахотной земли, 50 га покосов, а также мельницы, рыбные ловли, торги и перевоз. Последний находился в откупе у монастыря с 1692 по 1704 год и приносил доход порядка 15 рублей в год. Кстати, сельскохозяйственные доходы обители составляли около 12 рублей в год: правда, нужно отметить, что из-за нехватки рабочих рук обрабатывались только 30-35 га пашни.

С 1682 года Задонский монастырь переходит под управление вновь созданной Воронежской епархии, которую возглавил святитель Митрофан, епископ Воронежский.

онастырь жил и развивался совместно с новым краем России, довольно быстро ставшим одним из плацдармов движения на юг в сторону Нижнего Дона и Азова. Резко возросшее значение Воронежа в политике молодого царя Петра I привело к усилению движения по московскому "почтовом}' тракту", учреждённому царским указом ПОО года. Расположение обители на переправе позволяет предположить, что государь Петр и его сподвижники не раз проезжали здесь по делам строительства флота.

Не миновал обитель и первый епископ Воронежский Митрофан, соратник и духовник Петра Великого, позже прославленный в лике святых.

Реформы Петра I привели к некоторому "оскудению монастырского хозяйства - часть крестьян забрали в "государеву службу", часть подалась в бега. И к 1710 году в монастырской слободке остался 31 двор с общим населением 215 человек, из которых 116 - "мужеска полу". Но в следующую четверть века укрепление Донского казачьего Войска вызвало хозяйственный рост, и увеличило число жертвователей на монастырские нужды.

В 1736 году игумен Евфимий (настоятельствовал в 1735-1745 гг.) начинает в монастыре каменное строительство. Именно при нём возводится первый каменный соборный трёхпрестольный храм (1736-1741), колокольня в готическом стиле с храмом Николая Чудотворца, келья строителя К середине века деревня Слободка, она же - слобода Тешевская, имела 236 душ, в монастыре же проживало 25 человек. Отношения крестьян и монахов обители сложно описать в привычных понятиях крепостной зависимости н эксплуатации трудящихся. Напротив, крестьяне не только пользовались монастырскими покосами, но и стали считать их своими до такой степени, что в 1752 году подали в суд (!!!) на монастырь и его архимандрита Варсонофия.

Екатерининская секуляризация 1764 года сохранила Задонский Богородицкий монастырь как штатный, третьего класса. Ему было определено жалование в 806 рублей на 15 человек штата, а монастырская слобода в 1765 году переведена в разряд "экономических", то есть, забрана "в казну".

Судя по платёжным документам конца 70- х гг., на содержание монастыря (хозяйственные нужды) полагалось около 260 рублей в год, на содержание братии - 284 рубля в год на 12 человек, из них игумену -150 рублей, казначею - 22 руб. и остальным по 8-13 руб. в год. Весь бюджет монастыря составлял 695 руб. в год.

И всё же главным событием, определившим всю дальнейшую судьбу Задонской обители, стала не ее повседневная деятельность, а те 13 лет, которые провёл здесь "на покое" отставной архиерей Воронежской епархии, выдающийся духовный писатель и будущий всемирно известный святой - Тихон Задонский. 

Задонский период для святителя Тихона стал периодом осмысления, уединения и тихой молитвы. Удалившись от дел "на покой" в 1767 году, святитель Тихон в Великий пост 1769 года прибывает в Задонский Богородицкий монастырь (именовавшийся в то время Тешевский) и размещается в трехкомнатной каменно-деревянной келье напротив Владимирского соборного храма. Задонск был выбран из-за благоприятной атмосферы, живописного вида и близости к любимому им Ельцу.

Город Задонск учрежден Указом императрицы Екатерины II от 25 сентября 1779 года "О составлении Воронежского Наместничества из 15 уездов" из "селения под монастырем Задонским, именуемому Слободка". Первоначальное, по указу, наименование города было "Задонской" по местоположению за р. Доном относительно столицы Российской империи - Санкт-Петербурга. В более краткое "Задонск" оно трансформировалось в ходе употребления.

21 сентября 1781 года Задонску был дан герб согласно сенатскому докладу "Об утверждении гербов городам Воронежского Наместничества" - "за Доном рекою построенная башня в серебряном поле, означающая подлинное положение сего города".

19 марта 1782 года был утвержден Генеральный план застройки Задонска, согласно которому сформировался архитектурный облик города, мало изменившийся за минувшие две сотни лет. 

Здесь, в Задонской обители, и проживет один из самых почитаемых русских святых до самой смерти в 1783 году, здесь напишет свои знаменитые духовные сочинения, здесь сложится то почитание народное, которое еще при жизни выделяло святителя Тихона среди отцов Церкви. Непонимание окружающего монастырского люда, клевета и доносы настоятелей лишь дополнительно огранили духовные убеждения святителя Тихона, позволили ему - "Златоусту Российскому" - доходчиво и уверенно проповедовать истины Божии в своих сочинениях, делах и помыслах.

Вразговоре об истории Задонского Богородицкого монастыря конца XVIII-ro и всех последующих веков не избежать обращения к делам, заветам и самому образу святителя Тихона Задонского. Колоссальная духовная мощь этого человека и личный подвиг служения людям "великого христианского гуманиста XVIII века" стали настолько ярким светочем для последующих поколений, что на протяжении всего XIX-го столетия возвышался и рос город Задонск как притягательный и благодатный паломнический центр, а на берегах Дона и его притоков неуклонно и свято возносились обители во имя Господа и святого Тихона Задонского. Безусловной, но мало отмечаемой, заслугой Богородицкого монастыря перед отечественной историей является редкий, а в нашем регионе - единственный, пример формирования города непосредственно и исключительно вокруг монастыря. Слобода Тешевка, ставшая г. Задонском в 1779 году, целиком и полностью являлась продуктом роста и хозяйственной деятельности Богородицкой обители. Ставшая городом сравнительно неожиданно, по сути - для формализации секуляризационных указов Екатерины, она не обладала никакими признаками города и элементами городского хозяйства. Приходской церковью долгое время был Владимирский собор, присутственные места, в том числе тюрьма и казначейство, также располагались на территории монастыря.

Только в начале XIX века - снова силами и за счет монастырской братии - были построены и открыты приходская школа и уездное духовное училище. Таким образом, можно уверенно говорить, что для Задонска монастырь был, как сказали бы сегодня, "градообразующим предприятием".

Такое положение не только не изменилось в XIX веке, но в ожидании прославления святителя Тихона и особенно после него практически вся хозяйственная деятельность города и весь объем его доходов обеспечивались огромным потоком паломников, стремившихся в Задонский монастырь.

Успешное продолжение строительства и благоустройства монастыря отмечено в 1798 г. учреждением архимандрии третьего класса. Характерно, что именно в монастыре в 1803 г. строится первая гостиница для паломников. Начало XIX века вообще отмечено бурным жилищным и хозяйственным строительством в обители. В 1804 г. один из первых географических справочниках свидетельствует о наличии каменной трехпрестольной церкви, двух каменных двухэтажных покоев, двухэтажного братского корпуса, колокольни, конюшенного и скотного дворов, пруда, плотины, мельницы, садов и пр. С 1806 г. отмечено начало пожертвований со стороны почитателей свт. Тихона Задонского: домов и лавок в Ельце и Воронеже, земельных наделов и денежных вкладов.

В 1830 и 1831 годах, во время эпидемии холеры, чудодейственная сила Владимирской иконы Божией Матери открылась с новой силой. Холера, отнявшая жизнь у многих горожан в Задонске, не нанесла большого ущерба внутри монастыря: болели здесь многие, но умерших не было. Чудотворный образ еще не раз защищал обитель и город: в 1848 г. при следующей холере, в 1861 и 1869 гг. во время страшных пожаров. Почитание чудодейственной иконы усилилось, жители приглашали в свои дома образ Владимирской Богоматери, жертвовали на монастырские нужды.

Среди настоятелей обители первой пол. XIX века следует отметить архимандрита Самуила (Стебловского, наст, с 1814 г. по 1833 г.), архимандрита Илария (Иродионова, 1833 - 1836 гг., 1842 - 1845 гг.) и архимандрита Досифея (Немчинова, 1834 - 1840 гг.). Эти настоятели особенно отмечены своими заслугами в делах строительства и благоустройства обители, ее духовного роста и поддержки сложившегося в те годы "задонского старчества".

При упомянутых настоятелях были построены или заложены ряд зданий, которые и сегодня определяют внешний облик обители.

В 1824-37 гг. в монастыре строится комплекс главных врат, колокольни и гостиниц.

В 1838 году в среднем этаже колокольни устроен надвратный храм святителя Николая Чудотворца. Верхний ярус украшен часами с боем и трехсторонним циферблатом в 1836 г.

В 1817 году началась история трапезного Вознесенского храма обители. Он неоднократно перестраивался и свой нынешний облик обрел к 1862 году.

В 1838 году при демонтаже старой колокольни была разобрана и бывшая келья Святителя Тихона.
В 1844 году стараниями архимандрита Илария был утвержден проект нового соборного храма взамен ветхого, простоявшего к тому времени более века. Смета проекта составляла около 132 тысяч рублей серебром.

10 июня 1845 года в Задонском монастыре был заложен новый обширный собор по проекту архитектора К.А. Тона. После смерти архимандрита Илария строительство храма завершил его преемник архимандрит Серафим.

Для возведения собора приступили к разборке прежнего храма, неразобранным оставался только алтарь, под сводом которого покоилось тело святителя Тихона. Настоятель монастыря архимандрит Серафим в докладе Воронежскому архиепископу Антонию (Смирницкому) от 4 мая 1846 г. предложил перенести тело Преосвященного Тихона вместе с гробом в другое место. Архиепископ Антоний, несмотря на слабость, в сопровождении архимандрита Симеона, ректора семинарии, отправился в Задонский монастырь.

Склеп, под которым почивал Святитель, от давности времени обвалился, гробовая крышка была раздавлена кирпичами, а сам гроб был близок к разрушению, но его архиерейское облачение, несмотря на 63-летнее пребывание в сыром месте, было найдено целым и мало изменившимся, а тело его было обретено нетленным. Архиепископ Воронежский Антоний два раза, в том числе, за несколько часов до смерти 20 декабря 1846 г., доносил Святейшему Синоду об этом и о многих чудесных исцелениях, свершавшиеся при молитвенном призывании преосвященного Тихона.

Но только спустя четырнадцать лет, 19 мая I860 года, комиссией Св. Синода была вскрыта гробница епископа Тихона и установлено, что тело его сохранилось нетленным и архиерейское облачение, в котором был погребен Святитель, также осталось в целости.

Не удивительно, что Задонский монастырь становится притягательным магнитом для паломников, истинным местом молитвы и покаяния. Монастырь получил "первый класс" в официальной "табели о рангах" Святейшего Синода. Окончательно формируется дошедший до наших дней облик и состав строений Богородицкого монастыря.

В 1853 году было завершено строительство величественного Владимирского собора и архиепископом Воронежским Иосифом (Богословским) проведено освящение.

В 1862 году (с апреля по октябрь) построен и освящен "зимний" храм Рождества Пресвятой Богородицы, закончено строительство Вознесенской церкви, под которой сформировалась мемориальная часовня- усыпальница "Митрофанова пещера".

В 1865 году на месте бывшей кельи Святителя построили малую каменную однопрестольную церковь во имя святителя Тихона Задонского.

В 1869-70 годах сооружается храм иконы Божией Матери “Живоносный источник”.

битель обрела свой неповторимый архитектурный облик, ее хозяйственное состояние, пожалуй, было наивысшим за всю историю. В 1862-1871 годах попечением елецких граждан и многих других благотворителей воздвигается еще один памятник Святителю - рака из серебра с сенью общим весом более 35 пудов (около 600 кг, вес серебра ок 160 кг) и стоимостью 55 922 рублей серебром. Для сравнения - стоимость строительства Владимирского собора составила 150 тысяч рублей!

В эти годы иеромонахом Геронтием (Кургановским) создается первая официально изданная летопись обители. Именно иеромонаху Геронтию мы обязаны историко-статистическим описанием Задонского монастыря и окрестных обителей, из которого черпается большая часть сведений следующими поколениями исследователей. Более 30 лет о. Геронтий публиковал свои статьи и собирал коллекцию древностей.

К началу XX столетия Задонский Богородицкий монастырь окончательно сформировался как духовный и паломнический центр, числившийся среди первых наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврой. В это время Задонский монастырь представлял собой целый городок, состоящий из 6 храмов, колокольни, странноприёмного дома, больницы, аптеки, двух кирпичных заводов, одного свечного, церковноприходской школы. Братия монастыря насчитывала окало 300 человек.

Буквально на глазах край, прославленный именем святителя Тихона, превратился в "русский Иерусалим", привлекая все новых и новых последователей в монашестве, богоугодных делах, научном богословии из самых разных сословий России. Высокий духовный настрой паломников, монахов и белого духовенства, их готовность делами и молитвами утверждать идеи православия, принимать лишения как испытание Божие, все это - мир, созданный святителем Тихоном Задонским на земле, самой сутью своей олицетворяющей русскость в наилучшем понимании этого слова.

В годы революции обитель пострадала одной из первых в стране, уже в 1918 году Задонским уездным исполкомом были национализированы здания Богородицкого монастыря, тогда же разграблена и превратилась в "бордель" паломническая гостиница.

Когда же за дело брались уполномоченные "из центра", издевательства становились изощреннее: веру стремились не просто оторвать, а противопоставить народу.

Так, 28 января 1919 года - еще до фактического закрытия Задонского монастыря - были осквернены останки святителя Тихона Задонского. Комиссия Задонского ЧК и привезенный из Москвы оператор старательно соорудили фальшивку о вскрытии и "исследовании" мощей Святого.

Фальшивка будет разоблачена позже, а в годы гражданской войны пропагандистский эффект мог быть максимальным. Однако характерная для русского человека недоверчивость к власти здесь сыграла свою положительную роль: местное население восприняло историю со вскрытием мощей как провокацию, а в многочисленных пересказах она и вовсе потеряла свой пропагандистский эффект.

В 1959 году официальная комиссия из врачей и церковных служителей окончательно опровергла чекистские "разоблачения", проведя повторное освидетельствование мощей.

Мощи святителя Тихона с весны 1922 года находились под контролем раскольников-обновленцев, которые при содействии властей захватили Задонскую обитель, а в 1932 году мощи Святителя покинули Задонск. Первоначально святыня была передана антирелигиозному музею, организованному в бывшей Великокняжеской церкви Ельца, затем - в Орловский краеведческий музей. Там они пребывали в запасниках до Великой Отечественной войны. Во время боев и оккупации верующим удалось спасти и сохранить святыню. Непродолжительное время мощи святителя Тихона Задонского были открыто выставлены в кафедральном Богоявленском соборе горсш Ojra. Одншз во врой "хрущевской" атеистической кампании мощи Задонского чротворса ж:зь оказались в запасниках краеведческого музея г. Орла. Лишь в 1988 году чтимая святыня была передана Орловской епархии, где и пребывала до 1991 года в кафедральном соборе города Орда, когда мощи святителя Тихона возвратились под своды Владимирского собора Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

В 1920 году у братии конфисковано личное имущество, а постройки монастыря были разделены между советскими учреждениями и организациями.

В 1922 г. началось изъятие ценностей обители; насельники и прихожане пытались отстаивать святыни, но власть в несколько "приемов" выкачала из монастыря всю ценную богослужебную утварь. В том же году на территории разместили "Задонский концентрационный Тихоновский лагерь", а все храмы монастыря и города передали общине "обновленцев".

В конце 20-х годов все захоронения "задонских старцев" из Митрофановой пещеры были изъяты и небрежно захоронены на городском кладбище в одну могилу.

"Вспоминает Анна Семеновна Числова - сторож Задонского городского кладбища - жительница расположенного у погоста села Тюнино, 1920 года рождения: Была я девчонкой еще, играли мы с ребятами неподалеку от кладбища. Смотрим, подвода подъехала. А на ней - двое мужиков и что-то, попонками укрытое. Домоткаными такими, их уж теперь не делают. Тут мужики слезли с подводы и начали могилу копать. Оказалось, покойников привезли, Мы поближе подошли. Интересно было ребятишкам - всех в гробах хоронят, а этих - так.

И что точно помню - не только там кости были, а и тела. Только высохшие такие, желтые совсем. Или тело... Ну, положили их в могилку небрежно. Даже солому, что в подводе была постелена, туда покидали. Так и схоронили.. Было это году в 29-30-м. Бабушка моя в 1930-м умерла. А я ей точно про похороны эти рассказывала, как с кладбища домой прибежала.

С 1923 г. и до января 1930 г., времени фактического закрытия Задонского монастыря, руководил братией и поддерживал жизнедеятельность монашеской общины архимандрит Никандр (Стуров). Впрочем, сам о. Никандр не увидел конца обители, поскольку в 1929 г. был осужден и отправлен в лагеря вместе с другими "участниками контрреволюционной группировки". Архимандриту Никандру, в отличие от многих и многих, посчастливилось выжить и он до конца жизни окормлял верующих, хотя потерял в заключении здоровье и в последние годы жизни не мог стоять.

Монастырь оккупированный десятками контор разрушался и перестраивался под нужды новых "хозяев". В 1946 г. Орловский облисполком поставил "на охрану" Владимирский собор как памятник истории и культуры. На этом забота о культуре закончилась - собор продолжал разрушаться. Не принесло изменений и создание в 1954 году самостоятельной Липецкой области.

Переходя к рассказу о фактическом возрождении Задонского Богородицкого монастыря и поразительного ожерелья донских обителей, мира созданного святым Тихоном Задонским в своих молитвах и делах и воплощенного сонмом последователей, хотелось бы отдать дань памяти тем, кто не дожил до нынешнего возрождения. Священнослужителям, почти весь XX век сохранявшим искру веры в душе народа, крепившим связь народа и Бога ежедневным, зачастую незаметным, служением.

Таким монастырь был до 1988 года. В 1988 году начался период восстановления монастыря. И сегодня, приезжая в обитель, мы видим уже восстановленный Задонский Рождество-Богородицкий монастырь.

Богородицкая обитель всегда продолжала испытывать спасительное внимание и покровительство Божией Матери.


Популярные поездки